Вечное утешение. Одиночества не существует.
Крайне трудно дать полную оценку какому-либо произведению, ибо критерии значимости художественных произведений всегда остается в незавершенном виде. При своей жизни Ду Фу, Ван Гог и Эмили Дикинсон не были признаны, только время помогло людям узнать их ценностность. Пожалуй, они даже были счастливы, ведь обязательно есть какие-то великие писатели, большую значимость которых мы не можем видеть из-за своей глупости и близорукости. Итак, относится ли Борис Сергуненков к таким писателям?
Писатель, который девять лет жил в лесу в одиночестве.
В конце 80-ых годов прошлого века я впервые читала «Май» Сергуненкова, отрывки из его повести «Осень и весна». После этого целых 24 года я ждала, когда кто-нибудь переведет книгу «Осень и весна» на китайский язык. «Сергуненков - оригинальный писатель», – написала переводчик. Она сказала мне, что о Сергуненкове даже в России не много знают. Но это не помешало, чтобы он стал для меня чуть ли не самым великим - этот пока малоизвестный мастер и мыслитель. Я молилась богу, чтобы он был еще жив. Я надеялась, что ему когда-нибудь скажут, как нравятся написанные им великие произведения некоторым в Китае.
Борис Сергуненков родился февраля 1931 года в Хабаровске Советского Союза. В 1950-ом году поступил на отделение журналистики Харьковского университета, которое потом присоединилось к Киевскому университету. В 1955-ом году после окончания университета пошел работать в одну официальную газету, через полгода ушел с этой работы. После того он много чем занимался, был скотогоном в Монголии, работал моряком. 1957-ом году он пошел в лес и 9 лет прожил на лесном кордоне. В книге «Осень и весна» записывается его жизнь в этот период.
То, что я так люблю эту книгу, я не так оптимистична к тому, как читатели будут принимать ее. Дело не в том, что книга «трудная», - по сравнению с «тяжеловесными» текстами, она слишком незаметна: с начала до конца это просто повторное описывание автором вещей в лесу: сосны, одуванчика, росы, жука, вороны, малины, снега, осеннего и весеннего ветра и др. Но, будет большая ошибка назвать книгу «общедоступной». Один из моих друзей так говорит о тексте Сергуненкова: «повествование чисто повествовательного стиля», но это просто? – Нет.
Один индиец говорил: «Человек пятидесяти лет должен войти в лес на поиск истины». Лес - это церковь без купола, живой и тихий природный храм, место для отшельничества и познания истины. Он далек от людского мира и не отказывается от людей, когда они хотят зайти; он вмещает разные растения и животных, призывает солнце и дождь. Лес – зеленые легкие природы, священное место, где воспиталась душа человеческого детства. Сергуненков вошел в лес в 27 лет сразу на много лет, а что он нашел там?
Бытие – совершеннейшая красота
В «Осени и весне» описывается проницательное наблюдение автором за всеми предметами в лесу темной осенью и светлой весной. Он, как сумасшедший от любви, то застенчиво тревожится, то спокойно веселится, с радостью и страстью любит, смотрит на природу и ее тайну. Вся книга похожа на длинное любовное письмо, а также на нововышедшую книгу молитв и псалмов. Автор всеми силами описывает лес в его глазах со всеми своими звуками и предметами - ароматом, листьями и запахом болота. Он с уверенностью считает, что природа – вечное утешение для человечества, душевный наставник, так как он всегда «рядом с тобой».
«Можно так настроить себя, что появление цветов в природе принимать как признание их в любви к тебе. Но будет ли это правильно и что это даст? ... Их нет – - кому бы объясниться? Я знал одного парня, он пню объяснился». Своим величием и красотой природа превышает сознание человека, и поэтому часто бывает незамеченной, как будто никакого смысла для человечества она не имеет. А это страшнее всего. Автор разговаривает с самим собой, задавая бесчисленные вопросы и отвечая на них сам себе, и он думает, что все это -ответ, данный ему природой, утешение, прикосновение, поцелуй и объятие. Это та глубокая любовь, на которую никогда не требуется ответ - даже мертвую осень, метельную зиму примет автор с глубокой любовью, потому что весна недалека и всякая жизнь вернется - «... иногда мне кажется, что красота для человека вещь вторичная, а первое всегда и везде - что ты или мир есть. Радость, что ты есть, гораздо сильней радости увидеть что-то красивое, пусть самое распрекрасное чудо на свете. В этом смысле можно сказать, что самая прекрасная красота — это то, что есть: ты, день, речка, солнце, море, трава, муравей, люди».
Ф. Достоевский говорил, что красота может спасти мир. Румынский писатель Норман Маня говорил: «Я никогда не смею поверить, что красота может спасти мир. Но мы можем надеяться, что она помогает нам утешением и компенсацией нашего одиночества. Мы можем так же надеяться, что прекрасную цель, которую она имеет, ее стремление к истине, переопределение доброты и ее непредвиденную интересность будет трудно оставить даже в ненормальные и опасные эпохи». По мнению Б. Сергуненкова, хотя природа красивая, но такая красота не красивее бытия, так само бытие - это чудо, это призыв к уважению, это восхваление связи между всеми предметами и существами, это совместное использование одного мира - другими словам, если красота может спасти мир, то она прежде всего должна быть живым существованием, «совершеннейшей красотой». Даже поэты или герои со званием «создатели» есть одновременно и существующие люди, а не «талантливые чудовища» - абсолютно одинокие вещества, «ни на что не похожие» (Альберт Камю).
Человек никогда не будет одиноким
Когда Борис Сергуненков писал «Осень и весну», СССР еще находился в ужасе тоталитаризма: все известные поэты О. Мандельштам, М. Цветаева и другие, умерли только десять с лишним лет назад, а поэт Иосиф Бродский объявлен «социальным паразитом социализма», приговорен к пятилетнему сроку и был отправлен в ссылку.
То есть, когда интеллигенты-современники ценой жизни противостояли тирану и тоталитаризму, Борис Сергуненков один в лесу написал эти «далекие от политики» тексты. Со своей крайней чувствительностью Борис Сергуненков не мог не знать, что за пределами леса происходит ужасно страшное, и не мог забыть, для чего сам уволился с работы и пришел в этот малолюдный и трудный для жизни лес. Писатель, который написал большое количество сказок - разве только певец природы? И какое значение имеет все написанное им?
Человеческой жизни нужна как справедливость, так и любовь. Иногда полемика, критика, заклинание и исповеди становятся тем, против чего выступаешь. А это страшно. Даже справедливости трудно всегда сохранять свою историческую справедливость после своей победы. Когда все силы сражаются вместе, самая нужная человечеству любовь, в том числе и любовь к языку, угасает. Ненависть и эгоизм вызывают одиночество, ибо нет любви, которая связывает человека с человеком. Одиночество так же означает снятие существование других - не будет никого, с которым делишь этот мир, делишь ласку и тепло человека. Любовь - это чувство космического масштаба, и все существа в природе проявляют одно: любовь - это общее существование. Альбер Камю говорил: «Человек не будет одиноким, если только он научится воспоминанию. Тогда можешь с помощью воспоминаний без всякого труда жить в тюрьме в одиночестве сто лет, если даже будешь жить в мире только лишь один день». А Сергуненков, описав ольху, тополя, трилистник, старый одуванчик, последние осенние грибы, землю у песчаного берега, сказал: «Человек никогда не бывает одинок», ибо его жизнь всегда сопровождается чем-то, - ветром, родными, небом, всем человечеством. Все в этом мире живет парами, даже если остался только один человек, с ним еще будет его тень. «Так устроен человек – для него одиночества не бывает».
Это самая важная фраза во всей этой книге. Это раздумье философа. Интересно, что в книге «Осень и весна» нет никакой лексики, связанной с политикой, и нет никакого рассуждения, касающегося теософии. Зато Сергуненков нашел в природе религиозность, способную вылечить духовные раны человечества, там чувства, любовь человека можно отдать и выразить без остатков, без страха, без всяких расчетов, не нужно даже общения и ожидания, так как все существа чувствительны, все времена года доверчивы, никогда не разочаруют человека.
Сергуненков разбил границу между внешним и внутренним мирами, найдя безграничную свободу, которая никогда не отрицает существования человека или предмета, не оковы, не тюрьма и не бездна. Его книга - это рассуждение с самим собой, это долгий диалог с бытием, природа и любовь - это его религия. Бывает, когда некоторые религии человеческого мира берут на себя слово, создают бога, который выступает за человека. А Сергуненков нашел религию для одного. Он всегда тихо разговаривает с самим собой, никогда не мешает другим. Он, похожий на первого человека, вышедшего из рая, разбирает, как иметь дело с человечеством, пытаясь своим уникальным образом в тяжелом 20 веке воссоздать моральные связи между людьми, между всеми существами - безграничное открытие, безграничное принятие. - А это будет надежда, гармония и красота жизни, первоначальный источник человеческой религиозности, что опять пожалует к много претерпевшим людям через его «крайне мудрое» перо.
«Новый Пекин», 2014 г., Китай