Борис Николаевич Сергуненков родился 8 февраля 1931 года в Хабаровске. Отец - Николай Яковлевич Сергуненков - выходец из крестьян деревни Варварино Хвалынского уезда Саратовской губернии /основатель фамилии – предок Сергуня/,член коммунистической партии с 1926 года, переплетчик типографии, партийный работник, во время войны на фронте заместитель командира артиллерийско-минометного полка, награжден орденом Красной звезды, председатель колхоза, секретарь ЦК завода, секретарь феодосийского горкома партии, матрос.
Мать – Елена Михайловна Сергуненкова /вторым браком – Парсаданян/, урожденная Ощепкова, с девяти лет нянька в чужой семье, образование один класс, член коммунистической партии с начала войны 1941 года, заведующая библиотекой Владивостокского узла связи, заведующая библиотекой военного морского госпиталя, заведующая библиотекой военного училища, заведующая офицерской столовой, домашняя хозяйка.
Бабушка по матери Евгения Гавриловна Евчукова, по семейным легендам из польских ссыльных, иркутянка, из мещан. Дедушка Михаил Михайлович Евчуков родом из Полтавы, по семейной легенде переселенец из Сербии, унтер офицер, участник русско-японской войны, награжден серебряной медалью "За храбрость".
Борис Николаевич Сергуненков, октябренок, пионер, комсомолец, учился в школах - Владивосток, село Монастырище Приморского края, Комсомольск на Амуре, Москва, Свердловск, Феодосия. Окончил Киевский университет факультет журналистики. Работал литературным сотрудником барнаульской газеты "Молодежь Алтая, скотогоном, буровым рабочим, матросом, лесником. Первый рассказ опубликован в 1956 году в газете "Молодежь Алтая". Первая книга, повесть «Лесные сторожа», напечатана в московском журнале "Знамя" и в издательстве "Детская литература". В 1962 году принят в Союз писателей. В 26 лет ушел жить в лес, на Карельский перешеек, прожив там девять лет.
Первая жена, Лидия Дмитриевна Гладкая, поэтесса, журналист, редактор, геофизик, общественный деятель. Вторая - Коринна Германовна Претро, художник. Сын, внук, внучка.
Лауреат премии совхоза "Алеховщина", петербургской премии Александра Невского.
Издавался за рубежом.
Вечное утешение. Одиночества не существует.
Крайне трудно дать полную оценку какому-либо произведению, ибо критерии значимости художественных произведений всегда остается в незавершенном виде. При своей жизни Ду Фу, Ван Гог и Эмили Дикинсон не были признаны, только время помогло людям узнать их ценностность. Пожалуй, они даже были счастливы, ведь обязательно есть какие-то великие писатели, большую значимость которых мы не можем видеть из-за своей глупости и близорукости. Итак, относится ли Борис Сергуненков к таким писателям?
Писатель, который девять лет жил в лесу в одиночестве.
В конце 80-ых годов прошлого века я впервые читала «Май» Сергуненкова, отрывки из его повести «Осень и весна». После этого целых 24 года я ждала, когда кто-нибудь переведет книгу «Осень и весна» на китайский язык. «Сергуненков - оригинальный писатель», – написала переводчик. Она сказала мне, что о Сергуненкове даже в России не много знают. Но это не помешало, чтобы он стал для меня чуть ли не самым великим - этот пока малоизвестный мастер и мыслитель. Я молилась богу, чтобы он был еще жив. Я надеялась, что ему когда-нибудь скажут, как нравятся написанные им великие произведения некоторым в Китае.
Борис Сергуненков родился февраля 1931 года в Хабаровске Советского Союза. В 1950-ом году поступил на отделение журналистики Харьковского университета, которое потом присоединилось к Киевскому университету. В 1955-ом году после окончания университета пошел работать в одну официальную газету, через полгода ушел с этой работы. После того он много чем занимался, был скотогоном в Монголии, работал моряком. 1957-ом году он пошел в лес и 9 лет прожил на лесном кордоне. В книге «Осень и весна» записывается его жизнь в этот период.
То, что я так люблю эту книгу, я не так оптимистична к тому, как читатели будут принимать ее. Дело не в том, что книга «трудная», - по сравнению с «тяжеловесными» текстами, она слишком незаметна: с начала до конца это просто повторное описывание автором вещей в лесу: сосны, одуванчика, росы, жука, вороны, малины, снега, осеннего и весеннего ветра и др. Но, будет большая ошибка назвать книгу «общедоступной». Один из моих друзей так говорит о тексте Сергуненкова: «повествование чисто повествовательного стиля», но это просто? – Нет.
Один индиец говорил: «Человек пятидесяти лет должен войти в лес на поиск истины». Лес - это церковь без купола, живой и тихий природный храм, место для отшельничества и познания истины. Он далек от людского мира и не отказывается от людей, когда они хотят зайти; он вмещает разные растения и животных, призывает солнце и дождь. Лес – зеленые легкие природы, священное место, где воспиталась душа человеческого детства. Сергуненков вошел в лес в 27 лет сразу на много лет, а что он нашел там?
Бытие – совершеннейшая красота
В «Осени и весне» описывается проницательное наблюдение автором за всеми предметами в лесу темной осенью и светлой весной. Он, как сумасшедший от любви, то застенчиво тревожится, то спокойно веселится, с радостью и страстью любит, смотрит на природу и ее тайну. Вся книга похожа на длинное любовное письмо, а также на нововышедшую книгу молитв и псалмов. Автор всеми силами описывает лес в его глазах со всеми своими звуками и предметами - ароматом, листьями и запахом болота. Он с уверенностью считает, что природа – вечное утешение для человечества, душевный наставник, так как он всегда «рядом с тобой».
«Можно так настроить себя, что появление цветов в природе принимать как признание их в любви к тебе. Но будет ли это правильно и что это даст? ... Их нет – - кому бы объясниться? Я знал одного парня, он пню объяснился». Своим величием и красотой природа превышает сознание человека, и поэтому часто бывает незамеченной, как будто никакого смысла для человечества она не имеет. А это страшнее всего. Автор разговаривает с самим собой, задавая бесчисленные вопросы и отвечая на них сам себе, и он думает, что все это -ответ, данный ему природой, утешение, прикосновение, поцелуй и объятие. Это та глубокая любовь, на которую никогда не требуется ответ - даже мертвую осень, метельную зиму примет автор с глубокой любовью, потому что весна недалека и всякая жизнь вернется - «... иногда мне кажется, что красота для человека вещь вторичная, а первое всегда и везде - что ты или мир есть. Радость, что ты есть, гораздо сильней радости увидеть что-то красивое, пусть самое распрекрасное чудо на свете. В этом смысле можно сказать, что самая прекрасная красота — это то, что есть: ты, день, речка, солнце, море, трава, муравей, люди».
Ф. Достоевский говорил, что красота может спасти мир. Румынский писатель Норман Маня говорил: «Я никогда не смею поверить, что красота может спасти мир. Но мы можем надеяться, что она помогает нам утешением и компенсацией нашего одиночества. Мы можем так же надеяться, что прекрасную цель, которую она имеет, ее стремление к истине, переопределение доброты и ее непредвиденную интересность будет трудно оставить даже в ненормальные и опасные эпохи». По мнению Б. Сергуненкова, хотя природа красивая, но такая красота не красивее бытия, так само бытие - это чудо, это призыв к уважению, это восхваление связи между всеми предметами и существами, это совместное использование одного мира - другими словам, если красота может спасти мир, то она прежде всего должна быть живым существованием, «совершеннейшей красотой». Даже поэты или герои со званием «создатели» есть одновременно и существующие люди, а не «талантливые чудовища» - абсолютно одинокие вещества, «ни на что не похожие» (Альберт Камю).
Человек никогда не будет одиноким
Когда Борис Сергуненков писал «Осень и весну», СССР еще находился в ужасе тоталитаризма: все известные поэты О. Мандельштам, М. Цветаева и другие, умерли только десять с лишним лет назад, а поэт Иосиф Бродский объявлен «социальным паразитом социализма», приговорен к пятилетнему сроку и был отправлен в ссылку.
То есть, когда интеллигенты-современники ценой жизни противостояли тирану и тоталитаризму, Борис Сергуненков один в лесу написал эти «далекие от политики» тексты. Со своей крайней чувствительностью Борис Сергуненков не мог не знать, что за пределами леса происходит ужасно страшное, и не мог забыть, для чего сам уволился с работы и пришел в этот малолюдный и трудный для жизни лес. Писатель, который написал большое количество сказок - разве только певец природы? И какое значение имеет все написанное им?
Человеческой жизни нужна как справедливость, так и любовь. Иногда полемика, критика, заклинание и исповеди становятся тем, против чего выступаешь. А это страшно. Даже справедливости трудно всегда сохранять свою историческую справедливость после своей победы. Когда все силы сражаются вместе, самая нужная человечеству любовь, в том числе и любовь к языку, угасает. Ненависть и эгоизм вызывают одиночество, ибо нет любви, которая связывает человека с человеком. Одиночество так же означает снятие существование других - не будет никого, с которым делишь этот мир, делишь ласку и тепло человека. Любовь - это чувство космического масштаба, и все существа в природе проявляют одно: любовь - это общее существование. Альбер Камю говорил: «Человек не будет одиноким, если только он научится воспоминанию. Тогда можешь с помощью воспоминаний без всякого труда жить в тюрьме в одиночестве сто лет, если даже будешь жить в мире только лишь один день». А Сергуненков, описав ольху, тополя, трилистник, старый одуванчик, последние осенние грибы, землю у песчаного берега, сказал: «Человек никогда не бывает одинок», ибо его жизнь всегда сопровождается чем-то, - ветром, родными, небом, всем человечеством. Все в этом мире живет парами, даже если остался только один человек, с ним еще будет его тень. «Так устроен человек – для него одиночества не бывает».
Это самая важная фраза во всей этой книге. Это раздумье философа. Интересно, что в книге «Осень и весна» нет никакой лексики, связанной с политикой, и нет никакого рассуждения, касающегося теософии. Зато Сергуненков нашел в природе религиозность, способную вылечить духовные раны человечества, там чувства, любовь человека можно отдать и выразить без остатков, без страха, без всяких расчетов, не нужно даже общения и ожидания, так как все существа чувствительны, все времена года доверчивы, никогда не разочаруют человека.
Сергуненков разбил границу между внешним и внутренним мирами, найдя безграничную свободу, которая никогда не отрицает существования человека или предмета, не оковы, не тюрьма и не бездна. Его книга - это рассуждение с самим собой, это долгий диалог с бытием, природа и любовь - это его религия. Бывает, когда некоторые религии человеческого мира берут на себя слово, создают бога, который выступает за человека. А Сергуненков нашел религию для одного. Он всегда тихо разговаривает с самим собой, никогда не мешает другим. Он, похожий на первого человека, вышедшего из рая, разбирает, как иметь дело с человечеством, пытаясь своим уникальным образом в тяжелом 20 веке воссоздать моральные связи между людьми, между всеми существами - безграничное открытие, безграничное принятие. - А это будет надежда, гармония и красота жизни, первоначальный источник человеческой религиозности, что опять пожалует к много претерпевшим людям через его «крайне мудрое» перо.
«Новый Пекин», 2014 г., Китай